Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Ручная набойка по ткани Е.А.Шнайдер и Н.Чурбакова

Художники – Елена Александровна Шнайдер и Нина Чурбакова. Это необычные
и даже уникальные мастера, работающие в технике ручной набойки по
ткани. Способы ручной набойки есть разные. Нина и Елена Александровна
используют метод, так называемой, трафаретной печати.


Елена Александровна Шнайдер, член Союза художников России, признанный мастер старинной техники – ручной набойки. 

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Нина Чурбакова, член Союза художников России, художник по тканям.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

  О технологии:
В дальневосточных странах – Китае и Японии – во II в. н.э. вместе с
изобретением бумаги, возник способ печати по ткани с помощью бумажных
трафаретов, вырезанных вручную, и выполняющих функцию «манер»
(деревянных резных досок). До сих пор в некоторых провинциях этих стран
сохраняется такой кустарный способ декорирования ткани. Художник не
«набивает» краску деревянной доской с резьбой, а, как гравер, прорезает
предварительно контуры работы на бумажных листах, получая уникальные
ажурные листы-трафареты (иногда до 100 листов для одной работы) и затем
расписывает ткань вручную художественным маслом.


Елена Шнайдер в своей мастерской.

Мастерская Е. Шнайдер.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Бумажные трафареты. Вырезаются вручную.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Этим ножичком Елена и Нина вырезают трафареты

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Инструменты художников.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

  О художниках:
«Всё началось с моей мамы, Евгении Сауловны Шнайдер, — рассказывает
Елена Александровна. — В послевоенные годы в Ленинграде мама увидела
объявление, что требуется художник по тканям в театр Николая Павловича
Акимова. Она показала Акимову свои первые пробы набойки на тканях. Так,
работая в театре и будучи талантливым человеком с прекрасным вкусом,
мама стала самостоятельно изучать истоки и приемы ручной набойки,
одновременно воссоздавая и развивая эту многообразную по своим
декоративным возможностям технику. И всё это было на моих глазах,
какие-то заказы она выполняла прямо на улице, около дома. Я же, окончив
отделение текстиля в Мухинском училище, стала просто помогать маме, а
затем полюбила эту технику».


Фотография Евгении Сауловны Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Набойка, сделанная Евгенией Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Набойка, сделанная Евгенией Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

  Нина же в Петербург приехала учиться из города Советск, Калининградской
области. Окончила Морской технический университет по специальности
художественная обработка материалов. «Так сложилось, что с 96 года я
стала помогать Елене Александровне, мы сразу подружились и нашли общий
язык. Но поначалу я думала, что это кошмар, долго, трудно, не хватает
времени для разгона. И относилась к ручной набойке как к работе,
художником себя не ощущала», — делится Нина своей историей
взаимоотношений с набойкой.


Ширма «Бестиарий» в интерьере. Н. Чурбакова

Фрагмент ширмы «Бестиарий»

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Ширма «Бестиарий». Н. Чурбакова

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Панно «Цирк». Н. Чурбакова

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Фрагмент панно «Цирк», Н. Чурбакова

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

  Эта техника позволяет использовать любую ткань или нетканые материалы –
от тончайшего шелка и мягкого бархата до грубой кожи, холста или
соломки. А масляные краски не позволяют ткани грубеть и не выцветают со
временем, благодаря чему можно создавать текстиль интерьерного качества.


Интерьерная композиция «Лето. Окно в Ренессанс». Е. Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Фрагмент композиции «Лето. Окно в Ренессанс». Е. Шнайдер. Использовалось более 100 трафаретов.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Фрагмент композиции «Лето. Окно в Ренессанс». Е. Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Трафарет «Кружево». Е. Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Декоративная ткань «Снился мне сад». Е. Шнайдер. Одна из любимых работ художника

Декоративная ткань «Снился мне сад». Е. Шнайдер

  Оформление стен в «Соломенной гостиной». Музей Г. Р. Державина.


Художник — Е. Шнайдер

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Елена Шнайдер считает, что печать – процесс не менее творческий, чем
свободная живопись: «Возможности набивных тканей поистине безграничными
для настоящего мастера, тем более что обращение к традициям, стилям и
техникам прошлых столетий действительно обогащает художника в его
творческих поисках».

Мастерская на Васильевском острове

Что представляет собой набивная ткань особенности нанесения рисунка по типам материалов

Время чтения: 5 минут

Очень часто при описании различных видов текстиля можно встретить определение «набивной». Но все ли знают, что такое ткань текстильная, как выглядит набивная ткань и откуда произошло такое название?

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Набивная ткань – это полотно из любого материала, на поверхность которой нанесен рисунок. Название такое идет из прошлого, когда ткани украшались путем набивания рисунка при помощи деревянных трафаретов и красок. Сначала узор наносился на специальные дощечки, потом их прикладывали к поверхности полотна рисунком вниз и постукивали по ним. Краска впитывалась хорошо, и на материи оставался цветной узор. Зародилось это ремесло в Индии, затем распространилось по Европе. Русские виды также отличались разнообразием узоров и яркостью красок.

В наше время ручной способ покраски уже практически не используют, но название осталось старым. Производится такой вид полотна теперь промышленным способом с помощью специальных печатных машин. За основу берут различные по типу переплетения и составу волокон ткани: натуральные, искусственные, смешанные.

Современные виды красителей позволяют сохранять все основные свойства материала, при этом получать яркие, устойчивые рисунки разнообразных геометрических форм: от обычного горошка до 3Д картин

При выборе подобных изделий нужно обращать внимание на качество краски, а также состав волокон, ведь каждый тип ткани обладает различными свойствами и требует определенного ухода

История

Искусство набойки, по мнению исследователей, зародилось в , где издревле развито культивирование и не было недостатка в природных красителях. Об индийских набивных тканях упоминают и другие римские авторы. Производство набивных тканей распространилось по другим странам Азии и Африки. Особенно прославилась египетская набойка, в «» описывает способ нанесения египтянами краски на ткани с помощью воскового резервирующего состава.

Европа. Средние века

Известно, что первые европейские набивные ткани появились в Италии. О способе окрашивания ткани «набивным трафаретом» рассказывает в «Трактате о живописи» (конец XIV века), рекомендующий набивные ткани для шитья детской одежды и церковных аналоев. Ченнини сообщает о набивке узоров по цветным фонам с дорисовкой деталей вручную кистью. Итальянские набойщики ткани входили в гильдии живописцев.

В XIV—XV веках набойки стали изготавливаться и в Германии. Так как в Германии шёлковых тканей выделывалась очень мало, а привозные итальянские стоили дорого, местные набивные ткани из-за своей дешевизны пользовались популярностью

Судя по немецкому трактату (конец XV — начало XVI века), особое внимание уделялось изготовлению набоек с серебряными и золотыми узорами (рисунок, набитый чёрной клеевой краской покрывался серебряным или золотым порошком, иногда на него наносили толчёное стекло), так как они заменяли дорогие шёлковые ткани. Выполнялись также набойки в несколько цветов масляной краской

Поначалу набойки производились в монастырях (в основном Нижнерейнской области) и лишь позднее их изготовлением занялись городские ремесленники. Немецкие набойки выполнялись как по льну, так и по привозным однотонным тканям (, ). При изготовлении ранних немецких набоек применялись небольшие деревянные штампы, иногда узор набивался несколькими досками.

Все сохранившиеся образцы средневековых набоек исследователи условно делят на произведённые в Германии (Рейнская область) и «интернациональные» (большей частью итальянские, а также происходящие из Нидерландов и других стран). Итальянские набойки отличаются от немецких, выполненных на дорогих материях, в то же время для них характерна тонкая проработка рисунка, более сложные композиции.

С середины XIV века появляются набивные ткани с сюжетными композициями (в том числе изображениями библейских эпизодов.)

Новое время

В конце Кристоф-Филипп Оберкампф значительно усовершенствовал механический способ печати на тканях. Для печати стали использовать медные гравированные доски с углубленным рисунком, более качественной стала и печать с цилиндрического вала.

Главная опасность для набивных тканей — выцветание рисунка под воздействием солнечных лучей и линька при стирке, если для набойки применяются нестойкие красители.

Производители

На рынке представлен широкий ассортимент набивных тканей различных производителей. Главным поставщиком является Китай, в котором созданы все условия для быстрого и качественного производства самых разнообразных видов. Российские же компании составляют лишь чуть более 15%. Самые популярные отечественные фабрики находятся в городе Иваново.

Производитель Страна Продукция
Компания «Вавилон*С» Россия, Иваново Хлопок;КПБ;одеяла;подушки;полотенца.
Текстильное Объединение «Монолит» Россия, Украина Домашний текстиль;постельное белье;спецодежда.
«Трехгорная мануфактура» Россия, Москва Хлопчатобумажные ткани и готовые текстильные изделия для дома
Компания Текстильная Линия Россия, Иваново Хлопчатобумажные ткани
Белорусский Текстильный Центр (БТЦ) Республика Беларусь ткани для домашнего текстиля и спецодежды;домашний текстиль.
Анадолу Докума (Адок) Турция, Анкара Текстиль для авто
Акар Груп Турция, Бурса Ткани для штор
E Stronger Woven (Taizhou) Factory КНР, Тяньчжоу Широкий текстильный ассортимент

Хлопчатобумажные ткани очень разноообразны. Их можно классифицировать и по типу переплетения, и по способу отделки. Трудно строго ограничить область использования этих материалов: начиная от фланели для детских вещей и кончая кретоном, которым обивают мебель.

О достоинствах и недостатках бельгийского утеплителя Изософт читайте

Так как в текстильной промышленности сейчас используют качественные современные красители, особенности ухода за набивными тканями обусловлены именно составом волокон и типом их переплетения. Рисунки не выцветают даже после многократных стирок, цвета остаются свежими, практически не выгорают на солнце.Времена, когда после стирки яркие принтованные вещи становились тусклыми с едва заметным размытым рисунком, прошли. Теперь красители отличаются устойчивостью к воздействию воды и высоких температур. Для того, чтобы выбрать правильный уход за такими изделиями, нужно руководствоваться именно видом ткани.

Спектр применения всех перечисленных видов чрезвычайно широк. Они высоко ценятся потребителями за разнообразие цветовых решений, затейливость узоров и оригинальность. Разнообразие материалов, взятых за основу, удовлетворит потребности любого покупателя.

Набойка

Искусство > Декоративное искусство > Русские промыслы

Старинная набойка и современные набивные ткани…Работа над эскизом оформления ткани связана с эстетическим познанием старинной набойки — ткани с узором, отпечатанным с резной или наборной деревянной доски.Народные мастера набойки проявляли самобытность и творческую выдумку, сочиняя разнообразные рисунки для досок. Мотив узора наносился на доску, которая соответствовала ширине ткани. Перенесенный узор вырезали. Такие доски с вырезанным узором назывались цветки или манеры. На манеру наносили краску. Поверх доски клали чистый холст, плотно прокатывали его вальком, и узор отпечатывался на ткани.В XIX веке стали вырезать манеры небольшого размера (16 X 16 см). В рельефном изображении узора на дереве закреплялись небольшие детали из кусочков меди и проволоки, поэтому в отпечатанном рисунке появлялись тонкие линии и точки. Печатали рисунок, как и раньше, но манеру небольшого размера, после того как опускали в краску и клали на материал, ударяли сверху деревянным молотком, чтобы узор отпечатался; ровно, отсюда и пошло название набойка.В различных музеях нашей страны бережно хранятся образцы набивной ткани и доски-штампы, являющиеся настоящими произведениями искусства. Например, Загорский государственный музей-заповедник располагает интереснейшей коллекцией набойки и манер. Рисунок каждого элемента узора создает радующую глаз картину игры линий и пятен. В тканях XVIII века контур цветов плотный, сочные стебли, побеги, цветы подчиняются четкому ритму. Особенно хороши темные силуэты на сером фоне холста. В XIX веке с появлением  новых технических возможностей мастера стали иначе выполнять декоративные мотивы: внутри очертания листьев, лепестков, бутонов появились особые декоративные разделки в виде полосок и точек. Однако целостное впечатление от орнаментального изображения на фоне ткани не нарушилось. Набивные ткани создавались на основе условного, плоского рисунка, позволяющего избежать впечатления прорыва поверхности ткани. Такой рисунок служил хорошим украшением народного женского костюма. В наши дни традиции лучших мастеров набойки сохраняются. Художники создают рисунок, учитывая различное назначение ткани (декоративная, плательная и т. д.).В создании декоративного растительного мотива учащимся должно помочь знание силуэта, ритма, симметрии, цвета, изображение элементов узора с помощью печатки или трафарета.

Т.Я. Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисункомКак разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисункомКак разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисункомКак разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Главная | Алгебра | Геометрия | Математика | Другие разделы | Искусство | Галерея | Биографии | Цитаты | К уроку рисования | Разное | Главная Карта Сайта

Виды набивных тканей из хлопка

Хлопчатобумажные ткани различаются по толщине, внешнему виду, переплетению. Вот основные виды набивных хлопковых тканей:

  • Ситец. Легкая, тонкая, достаточно рыхлая по структуре материя. Из нее изготавливают сорочки, постельное белье, шторки в деревенском стиле, летние платья и сарафаны, скатерти.
  • Бязь набивная – более плотная материя, более износостойкая. Постельное белье из нее более долговечно, а подкладка – практична и устойчива к истиранию. При этом ее преимущество перед другими подкладочными материалами – натуральный состав.
  • Тафта – жесткая, плотная ткань с глянцевой поверхностью, прекрасно драпируется. Подходит для пошива нарядной одежды, оконных портьер, дорогих скатертей.
  • Батист – полупрозрачный тонкий материал из крученой нити. Идеален для пошива женской одежды.
  • Вафельная набивная ткань – по внешнему виду напоминает ячеистую поверхность вафель. Применяют ее в основном при изготовлении кухонных полотенец.
  • Поплин. Ткань в мелкий горизонтальный рубчик, получаемый при переплетении тонких нитей основы и толстых уточных. Шьют из него как платья, сорочки, так и постельное белье, особенно часто – наперники для подушек.
  • Вуаль – текстиль тонкий, полупрозрачный. Применяется для пошива легких блуз, летних шарфов, гардин.
  • Сатин. Отличается особым плотным переплетением, из-за чего практически не дает усадки. Обрел популярность в изготовлении постельного белья с 3D эффектом.
  • Атлас. Красивая ткань с гладкой глянцевой поверхностью. Широко используется при изготовлении праздничной и сценической одежды. Благодаря гладкости рисунки на нем выглядят особенно эффектно, а высокая драпируемость позволяет шить из атласа шторы, декоративные подушки, чехлы для стульев, покрывала.
  • Ранфорс. Ткань относительно молодая. По своим внешним и тактильным характеристикам занимает среднюю позицию между бязью и сатином. От бязи отличается более высокой плотностью нитей, от сатина – одинаковой толщиной нитей основы и утка. Широко применяется при пошиве постельного белья.
  • Джинсовая набивная ткань. Чаще всего имеется в виду разновидность джинсовой ткани – деним. Это очень плотный текстиль, вырабатываемый саржевым переплетением из высококачественного хлопкового сырья. Из этой материи шьют большой ассортимент изделий: брюки, платья, комбинезоны, сарафаны, сумки, куртки, плащи, бейсболки и панамы, покрывала и подушки, корсеты, костюмы.

Виды и назначение современных набивных тканей разнообразны. Они позволяют изготавливать огромный ассортимент изделий с рисунком – как одежды, так и постельного белья, домашнего текстиля, аксессуаров. А устойчивость рисунков позволяет изделиям долго сохранять привлекательный вид.

Виды набивных материалов

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Бязь – основной материал для изготовления постельных принадлежностей. Это очень прочное износостойкое хлопковое полотно с разнообразными рисунками, которые долго будут радовать своей яркостью. Как и все хлопковые ткани, обладает гигроскопичностью и способностью пропускать воздух. Из недостатков можно указать только небольшую неровность поверхности наощупь из-за утолщения нитей в некоторых местах. Уход несложный: стирка на стандартных режимах, глажка при высокой температуре, возможно использование антистатиков, крахмала.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Поплин набивной можно назвать европейским аналогом нашей российской бязи. Отличием является меньшая плотность и соответственно прочность. Помимо постельных принадлежностей широко используется в изготовлении штор, скатертей, одежды.

  • Сатин – полотно, отличающееся особым типом переплетения нитей (двойное очень плотное), исключающим усадку изделий. Поверхность необычайно гладкая, блестящая, поэтому на постельном белье из сатина очень приятно спать. Использование 3Д технологий при нанесении рисунка делает такое белье неповторимым.
  • Вафельная набивная ткань – плотное хлопчатобумажное волокно, обладающее высокой гигроскопичностью и прочностью. Чаще всего используется для изготовления полотенец.

Трикотажные набивные ткани

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

  • Кулирка – популярный хлопковый материал, который ценят за его легкость и тонкость, а также яркость и разнообразие детских рисунков на набивной кулирке. Именно поэтому кулирку наиболее часто используют для изготовления летней одежды и одежды для самых маленьких детей. Она приятна на ощупь, воздушная, дышащая и, к тому же, очень недорогая. Обладает эластичностью сама по себе за счет особого переплетения волокон, также иногда ее изготавливают с небольшим добавлением лайкры. Однако, именно из-за этого ее преимущества перед хлопчатобумажной — есть риск деформации при стирке. Поэтому набивную кулирку нужно стирать на деликатном режиме при низкой температуре, избегать выкручивания. Похожими свойствами обладают ткань рибана и меланж набивной (рисунок на сером меланжевом фоне, особенно популярный для производства мужского белья).
  • Интерлок набивной – плотный вид хлопкового трикотажа с рисунком. Обладает теплозащитными свойствами, позволяет коже дышать, очень мягкий наощупь. В основном изготавливается их 100% хлопка, очень редко из смесовых волокон. Устойчив к деформациям, обладает высокой упругостью и малой растяжимостью. Его используют для пошива домашней одежды, пижам, разнообразных детских костюмов, джемперов, брюк. Благодаря ярким рисункам одежда из интерлока смотрится очень нарядно.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Трикотаж масло набивной – один из самых популярных видов материала для производства женских платьев и юбок. Этот вид трикотажа легкий, струящийся, позволяющий наносить любой рисунок. Эластичный и при этом хорошо сохраняет свою форму. Состав может быть разным, чаще всего это полиэстер с небольшим добавлением лайкры.

Жаккард фукро — особый вид трикотажа, сочетающий в себе красивый набивной рисунок с жатой текстурой. Чаще всего для его изготовления используют полиэстер. Он обладает высокой прочностью, не мнется и не требует глажки. Благодаря этим и декоративным свойствам имеет самую широкую область применения – из него шьют разнообразную женскую одежду, шарфы, палантины, белье, обивку для мебели. Также это один из самых нарядных материалов для штор. Этот вид, но изготовленный из натуральных волокон (шерсть, хлопок, шелк), используют кутюрье высокой моды при выполнении своих работ. Особого ухода полиэстерный фукро не требует, рекомендована стирка на обычном режиме, сушка вдали от источников тепла.

Примечание. Изделия из натуральных тканей фукро лучше отдавать в химчистку.

Хлопчатобумажные ткани

Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажными. Их популярность обусловлена высокими гигиеническими свойствами хлопкового волокна: гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность. При этом они характеризуются низкой износостойкостью и высокой сминаемостью. Для повышения эксплуатационных свойств хлопок смешивают с синтетическими и искусственными волокнами. Из набивного хлопка шьют взрослую и детскую одежду, домашний текстиль.

Ситец. Легкая ткань полотняного переплетения. При производстве набивного ситца полотно не отбеливают, поэтому он отличается мягкостью. Благодаря современным технологиям не линяет, не выгорает на солнце. Хотя может дать усадку, сильно мнется. Шьют детскую одежду, женские сарафаны, платья, домашний текстиль в стиле пэчворк.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Сатин. Плотный с гладкой блестящей поверхностью. Вырабатывается сатиновым переплетением нитей, благодаря чему приобретает удивительную прочность. Гладкая ткань устойчива к загрязнениям, не выгорает на солнце, рисунок сохраняет яркость даже после многих стирок. Современные технологии позволяют переносить на поверхность полотна 3D изображения. В основном используется для изготовления постельного белья из сатина и полисатина.

Поплин. Мягкая, приятная к телу, при этом очень плотная набивная ткань. Благодаря переплетению нитей разной толщины получают полотно с рельефным рисунком в рубчик. Не пилингуется, не дает усадку, легко гладится. Шьют летние платья и блузки, постельное белье, столовый текстиль, шторы для кухни.

Бязь. Прочный материал, характеризующийся высокой износостойкостью. Хлопковое волокно хорошо поддается окрашиванию, поэтому набивной узор сохраняет яркость цвета даже после многократных стирок. В зависимости от плотности, выбирают для пошива детской, женской одежды и домашнего текстиля, в основном постельного белья.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Батист. Легкая полупрозрачная ткань, полученная полотняным переплетением из тонких длинных волокон хлопка. Практически невесомая с гладкой поверхностью отлично драпируется. Натуральный набивной батист относится к дорогим материалам. Идеален для пошива летних платьев, сарафанов, постельного белья, штор в стиле прованс.

Вафельная ткань. Мягкая, немного рыхлая ткань с рельефной поверхностью. Производят вафельным переплетением нитей, благодаря чему полотно приобретает характерный узор из прямоугольных ячеек. Обладает высокой гигроскопичностью, поэтому быстро впитывает влагу. Чаще всего используют для производства кухонных полотенец.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Литература

  • Бирюкова Н. Набивные ткани средних веков и эпохи Возрождения // Западноевропейские набивные ткани 16-18 века. Собрание Государственного Эрмитажа. — М.: Искусство, 1973.
  • Якунина Л. И. Русские набивные ткани XVI—XVII вв. — М.: «Издание Государственного исторического музея». 1954
  • Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. — М.: «Советская энциклопедия». Книга II. М—Я. 1986

Гарус (польск. harus от нем. Haar «волос, шерсть») — род старинной шерстяной или хлопчатобумажной пряжи двух видов:

Хлопчатобумажная набивная ткань из низкосортного хлопка с мелким печатным узором с обеих сторон, прочная, жёсткая и грубая на ощупь.

Шерстяная пряжа для вышивания, вязания и изготовления грубых тканей.Из полотняного гаруса изготавливались домашние женские платья, из шерстяного — грубые ткани для верхней одежды.

В таможенных книгах Тихвинского монастыря XVII века упоминается о «100 аршинах гарусу».

Есть этимология от города Арраса во Фландрии, где первоначально вырабатывали такую пряжу и ткани.

Маленькая Венеция (фр. Petite Venise) — квартал в городе Кольмаре во Франции, характерной особенностью которого является большое количество каналов и пряничных (фахверковых) домов, которые построены у воды.

Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

В России технология изготовления набивных тканей известна, по меньшей мере с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века. В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка. В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920-1930-х годах. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

Пестроткань (нем. Buntgewebe) — ткань с рисунком, образованным в процессе ткачества, с использованием нитей, или волокон разных цветов (в отличие от рисунка, образованного окрашиванием готовой ткани). Рисунок обычно имеет вид полос или клеток, и образуется чередованием разноцветных продольных или поперечных нитей (т. н. основы и утка). В этом случае цветные нити основы чередуются в заданном, повторяющемся по ширине ткани порядке. Такая пестроткань, чаще всего вырабатывается гладким переплетением нитей.

Си́тец (от нидерл. sits; первоисточник санскр. ситрас — пёстрый) — лёгкая хлопчатобумажная гладкоокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения, получаемая при специальной выделке сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.

Список типов тканей

Хлопку зеленый свет

Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажным текстилем: как стопроцентным, так и с различными добавками. Чаще всего хб волокна смешивают с небольшим количеством синтетических для улучшения эксплуатационных характеристик, внешнего вида, снижения себестоимости. Хотя сам по себе хлопок относительно дешев в производстве, способы выработки текстиля (вид переплетения, способы отделки, обработки волокон) могут повышать стоимость материи весьма значительно. Для сравнения: ситец, деним и сатин – хлопковые ткани. Но разница в их цене очевидна.Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком
Набивной хлопок используется очень широко. Из него изготавливают:

  • домашний текстиль (халаты, пижамы, скатерти, шторы, полотенца);
  • повседневную, праздничную одежду (платья, сорочки, юбки, брюки, костюмы, комбинезоны);
  • одежду и постельное белье для новорожденных;
  • детскую одежду;
  • постельное белье;
  • мебельную обивку и т. д.

Это обусловлено прекрасными свойствами хлопка: он дышит, отводит лишнюю влагу от тела, не электризуется, приятен к телу, гипоаллергенен, не создает эффекта сауны. Правда, в чистом виде х/б волокна имеют низкую износостойкость. Именно поэтому при производстве к хлопку часто добавляют небольшое количество (10–15%) синтетических волокон – например, полиэстера.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Другие популярные виды

Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.

Лен

Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.

Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.

Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисунком

Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.

Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.Как разложить выкройку на набивных тканях с крупным рисункомТрикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.

Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.

Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.

Способы печатания

1. Прямое

При прямом печатании красители наносятся на окрашенный или отбеленный материал с лицевой стороны на отдельные участки материала.

Если рисунок занимает 30-40 процентов от всей площади ткани, то такая прямая печать называется белоземельная (Б/З); крытая — 40-60 процентов; грунтовая — свыше 60 процентов.

Если ткань предварительно окрашена, и затем на нее нанесен рисунок, то такую ткань называют особомодной (О/М). Этот вид окрашивания также относится к прямому печатанию.

2. Вытравное

Специальные средства обесцвечивает краситель на предварительно окрашенных участках материала. И только потом по вытравленным участкам проводят печатание рисунка. Такой рисунок имеет четкие контуры.

3. Резервное

Перед окрашиванием или после окраски на участки текстиля печатанием наносится специальный состав (резерв). При нанесении резерва на неокрашенный текстиль метод называют предпечатанием, если резервирующий состав наносят после окраски – послепечатание. Незакрепленный краситель удаляют промыванием, на промытых частях материала образуются белые рисунки, на которые затем наносят различные цвета.

Печатание проводится пигментами или красителями. Пигмент на текстиле фиксируется связующими компонентами и не проникает внутрь волокна. Этот метод не требует промывания материала. Слабость пигментного печатания в том, что материал становится менее мягким и теряет гибкость. Красители фиксируются при помощи пара и при нагревании, затем материал промывают для удаления остатков незакрепленного красителя. Это более сложный процесс, но обладающий определенными достоинствами. Текстиль сохраняет мягкость, рисунок устойчивый и яркий.

Кроме вышеперечисленных способов получения набивного рисунка, существует классификация печатания в зависимости от технологии переноса рисунка на материал. Следует отметить два способа промышленного печатания, чаще всего используемых в окрашивании текстильных материалов: шаблонами и гравированными валами. Кроме этого получить набивной рисунок на материале, с применением печатания рельефными шаблонами, струйным печатанием и термопечатанием.

1. Печатание сетчатыми шаблонами

При этом способе применяется трафарет. Сетчатый шаблон не дает красящему средству попасть на те части материала, на которых рисунок не предусмотрен. Красящее вещество при помощи пластины или ракеля (валка) продавливается сквозь свободные ячейки сетки на ткань. Применяются плоские и круглые шаблоны.

3. Печатание рельефными шаблонами

Рисунок, нанесенный на брусок, выступает над его поверхностью. На сегодняшний день это метод применяется только для нанесения рисунка на ковры. Разновидность данного вида печатания является флексографическое печатание. В этом случае выступающий рисунок находится на резиновом покрытии.

4. Струйное печатание

Способ больше известен под названием краскоструйное печатание. Чаще применяется для нанесения рисунка на ковер. Красящее вещество мельчайшими капельками создает рисунок на поверхности материала по определенной программе.

5. Термопечатание

Предварительно нанесенный на бумагу рисунок под воздействием высоких температур переносится на прижатую к ним ткань.

Читайте так же:  Как очистить одежду от клея
Ссылка на основную публикацию